вторник, 18 августа 2009 г.

Тюнинг Mini-Z

Вряд ли японские инженеры компании Kyosho 10 лет назад, а именно тогда была выпущена первая радиоуправляемая автомодель серии Mini-Z, могли предположить, что обычная игрушка может превратиться в полноценную высокотехнологичную радиоуправляемую модель с весьма серьёзными характеристиками.



Тюнинг Mini-Z



Скорость современной Mini-Z может достигать на трассе 60 км/ч и более , а варианты настройки вполне сопоставимы с аналогичными настройками старших собратьев в масштабе 1:10-1:6. За счет дополнительно приобретаемых запчастей стандартную Mini-Z можно превратить в серьёзный спортивный снаряд.


Прежде чем начинать рассказывать про тюнинг Mini-Z хочу сразу оговориться и сказать следующее :


-Я не вижу смысла вкладывать деньги в тюнинг Mini-Z, если вы не имеете достойных соперников, с которыми вы можете сравнить свою модель. Если у вас нет трассы с засечкой и вы не собираетесь принимать участие в соревнованиях, то покупать тюнинг бессмысленно.


Mini-Z является весьма надёжной и стойкой к поломкам радиоуправляемой автомоделью, которая в стандартной комплектации “из коробки” развивает вполне приличную скорость, достаточную для полноценного контроля модели.  Скорость стандартной Mini-Z “из коробки” на прямых, как правило, не превышает 18-20 км/ч. Для сравнения, поверьте, что аналогичные по цене большие радиоуправляемые китайские игрушки из “Детского мира” с надписью на коробке 40-60 км/ч, вряд ли в реальности могут развить скорость 20 км/ч.


Если же вы являетесь счастливчиком, и в вашем городе есть трасса и достойные соперники, то стандартную Mini-Z, за счет дополнительно приобретаемых запасных частей (тюнинга), можно превратить в спортивный болид, скорость которого может превышать 60-70 км/ч. Но помните, Mini-Z имеет относительно малый вес и размеры, и чем выше скорость вашей модели, тем менее управляемой она становится. Цель тюнинга Mini-Z – добиться максимальной управляемости модели на максимальной скорости.


_____________________________________________________________________


ОГЛАВЛЕНИЕ



_____________________________________________________________________


Покрышки



Покрышки для Mini-Z


Первое, что придется купить каждому, это покрышки (резину). Стандартная Mini-Z “из коробки” поставляется с очень жесткой резиной, которая подходит только для езды по мягким резиновым коврикам. На других покрытиях Mini-Z на такой резине ведет себя “как корова на льду”. Резину стоит выбирать исходя из того, на каком покрытии вы собираетесь кататься. Жесткость резины измеряется в градусах – 6о, 8о, 10о, 20о, 30о, 40о, 60о (чем меньше цифра, тем мягче резина). Резина 6о-8ос протектором от компаний ATOMIC или PN Racing прекрасно подходит для езды по паркету, линолеуму или ламинированным покрытиям.



  • Резина для Mini-Z принципиально делится всеми производителями на два типа – для ковровых покрытий (Carpet) и для трасс RCP Track.

  • Как правило на передних колесах используется более узкая резина, чем на задних … всё зависит от ширины дисков, которые установлены на вашей модели.

  • Для лучшей управляемости модели на передние колеса ставится более мягкая резина, чем на задние (стандартный пример для ковровых покрытий: 30 градусов на задние колеса и 20 – на передние).

  • Для дрифта на Mini-Z AWD приобретается специальная жесткая резина, которая предназначена только для дрифта.

  • Мягкая резина 6о,8о,10о очень быстро изнашивается … покупайте с запасом.


От себя: -Я катался на очень многих типах резины с протектором. При езде по ковровым покрытиям рисунок протектора особого значения не имеет, но мне очень нравится использовать на задних колесах широкую резину с продольным протектором от ATOMIC


… в начало


_____________________________________________________________________


Двигатель


Kyosho не единственный производитель двигателей для Mini-Z. Двигатели для Mini-Z с различными характеристиками производят много компаний – ATOMIC, PN Racing, Tamiya, 3Racing и т.д. Кроме того, вы можете сами собрать для себя двигатель из комплектующих, которые можно приобрести отдельно (корпус, арматура, магниты, подшипники, щетки, провода).


Мотор для Mini-Z


 


Все двигатели, которые производятся для моделизма, разделяются по классам – для Mini-Z подходят двигатели только 130-класса (см. Википедию).


Производители двигателей для Mini-Z делят все двигатели на два принципиально разных класса – Stock и Modified. Двигатели класса Stock можно устанавливать на стандартную Mini-Z без модификации электроники. Двигатели класса Modified можно устанавливать на Mini-Z только лишь с использованием на модели турбомодуля (устанавливается дополнительно к стандартной электронике Mini-Z) или вам потребуется вмешательство в стандартную электронику модели (замена FET-ов ).


Дополнительные статьи:


Что такое FET? Как поменять FET? Где купить FET? Рейтинг FET
Платы и электроника Mini-Z


Если вы собираетесь готовить свою модель к соревнованиям, то заранее стоит обратить внимание на технический регламент, в котором, как правило, строго оговаривается тот или иной тип двигателя, который разрешается применять на Mini-Z в конкретном классе. Стоит так же обратить внимание на минимальный вес модели, который допустим для участия в том или ином классе соревнований.


На весе модели хочется заострить ваше особое внимание. Здесь всё как в обычных гонках на автомобилях – чем меньше вес модели, тем динамичнее и быстрее ваша модель!


Если вы собираетесь использовать на модели двигатель класса Modified, то стоит позаботится заранее о его охлаждении. Двигатели класса Modified в процессе езды перегреваются значительно больше, чем двигатели класса Stock. Стандартная пластиковая моторама может не выдержать температуры нагрева двигателя и может расплавиться. Вам необходимо приобрести мотораму из алюминия.


Помимо этого, как я сказал выше, стоит обратить внимание на вес двигателя. Двигатель класса Modified весит значительно больше стандартного двигателя.


Дополнительные статьи:


Двигатели для Mini-Z
Обкатка двигателя для Mini-Z
Двигатели для соревнований


… в начало


_____________________________________________________________________


Аккумуляторы


Пожалуй аккумуляторы, один из самых важных элементов в тюнинге Mini-Z, на который стоит обратить ваше внимание. Если вы купите самый мощный двигатель и перепашите всю электронику на модели, а потом купите обычные бытовые аккумуляторы, то грош цена вашему тюнингу!


Аккумуляторы Team Orion


Как показывает опыт всех Mini-Zетчиков мира бытовые аккумуляторы (GP, Duracell и т.п.) сильно проигрывают по токоотдаче аккумуляторам, которые специально производятся для моделизма, а точнее для Mini-Z. Разница от езды на обычных аккумуляторах и на специальных, даже для непосвещенного новичка, становится очевидной сразу … модель резче стартует, максимальная скорость выше и т.д.


Культовыми аккумуляторами для Mini-Z стали аккумуляторы от компании Intellect. Кроме того, специально для Mini-Z аккумуляторы производят компании Team Orion, MuchMore, LRP, R1Wurks


Стоит помнить, что для обслуживания аккумуляторов для Mini-Z желательно использовать зарядные устройства, которые могут разряжать и заряжать каждый аккумулятор отдельно. Такие зарядные устройства продлят срок службы ваших аккумуляторов и позволят из аккумуляторов выжать максимум.


Для извращенцев: если электроника вашей Mini-Z уже подверглась глобальной модификации, то можете приобрести Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы типоразмера AAA в интернет-магазине AtomicMods. Но знайте, настроить под трассу и управлять потом Mini-Z с такими аккумуляторами становится практически невозможно! Дури много – толку мало! Плюс ко всему ресурс двигателя и электроники снижается в несколько раз. Если вы хотите заняться Драг-рейсингом или установить рекорд скорости, то Литий-ионные аккумуляторы для вас


Дополнительные статьи:


Никель-металлогидридные (Ni-MH) аккумуляторы
Зарядные устройства для Mini-Z


… в начало


_____________________________________________________________________


Дифференциал и шестеренки на вал двигателя


Если вы используете на своей Mini-Z стандартный двигатель Kyosho или двигатель класса Stock, то не стоит заморачиваться с покупкой шарикового дифференциала. Обычный стандартный пластиковый сателитный дифференциал вполне достойно справляется со своей задачей. В случае использования на модели двигателя класса Modified вам придется приобрести шариковый дифференциал, т.к. обычный уже не справляется сосвоей задачей, т.е. при резком старте модели он просто напросто начинает прокручиваться.


Дифференциал PN Racing для Mini-Z


Преимущества шариковых дифференциалов вполне очевидны. Вы можете отрегулировать, путем закручивания гайки на дифференциале, его жесткость, т.е. тот момент, когда дифференциал начинает прокручиваться. Не стоит полностью зажимать дифференциал. В этом случае при старте модель начнет уходить в сторону. Настройка степени жесткости дифференциала – личное дело каждого пилота. Кому-то нравится подлавливать модель при резком газе на зажатом дифференциале, а кому-то нравится вполне предсказуемый более плавный старт.


Шариковые дифференциалы от различных производителей имеют приблизительно одну и ту же конструкцию, но имеют ряд отличий друг от друга:



  • титановая или стальная ось (титановая ось на 20% и более, легче аналога из стали)

  • большая шестеренка (Spur Gear – спур) может быть с разным количеством зубов. Напомню, что стандартный пластиковый сателитный дифференциал имеет на шестренке 44 зуба

  • в шестеренках (Spur) от разных производителей вставляются стальные, керамические или карбонокерамические шарики (керамические и карбонокерамические шарики имеют значительно больший ресурс по сравнению со своими собратьями из стали). Диаметр и количество шариков в дифференциале у разных производителей разное

  • компания PN Racing,  в отличии от других производителей, выпускает серию шестеренок (Spur), внутрь которой вставляется дополнительный подшипник


Желательно при покупке дифференциала сразу заказывать маленькие шестеренки, которые устанавливаются на вал двигателя (Pinion Gear – пиньёны), от того же производителя, что и дифференциал. Не всегда шестеренки двигателя (Pinion Gear) от одного производителя полностью совместимы с большой шестеренкой дифференциала (Spur Gear) от другого производителя.


ТАБЛИЦА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ шестеренок для Mini-Z



Передаточные отношения


 


Если вы собираетесь использовать на своей модели двигатель класса Modified, то желательно приобретать шестеренки на вал двигателя (Pinion Gear) из алюминия или шестеренки из делрина с алюминиевым креплением. Как я уже говорил, двигатель класса Modified в процессе езды может прилично нагреваться, и цельная шестеренка из пластика или делрина может расплавиться


Дополнительные материалы: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?


… в начало


_____________________________________________________________________


Моторама, демпфер, задний аммортизатор, T-пластина


Моторама. Каждый производитель запчастей для Mini-Z считает делом чести выпустить свою версию моторамы для Mini-Z. Как я уже говорил, если вы используете двигатель класса Stock, то вовсе не обязательно покупать алюминиевую мотораму. Стандартная пластиковая моторама весьма надежна и отлично справляется со своими задачами. Если же вы собираетесь использовать на модели двигатель класса Modified, то стоит потратиться на алюминиевую мотораму. Мотораму стоит подбирать в зависимости от типа вашего шасси – ММ, RM, LM (см. типы шасси Mini-Z).


Алюминиевая моторама для Mini-Z


 


Кроме того, стоит обратить внимание, что некоторые производители выпускают моторамы, двигатель в которых крепиться на болтики … стоит убедиться заранее, есть ли на корпусе вашего двигателя специальные отверстия для крепления. Ещё одно преимущество алюминиевой моторамы – это то, что в некоторых моделях имеется возможность менять дорожный просвет модели за счет замены пластиковых вставок для подшипников оси дифференциала, которые идут в комплекте с моторамой. При покупке алюминиевой моторамы желательно приобретать демпфер от того же производителя под ваш тип шасси. Не все депферы одного производителя совместимы с моторамами от другого производителя.


Демпфер предназначен для ограничения хода задней подвески и гашения её излишней вибрации. На скорости при отсутствии демпфера на на шасси задние колеса в  поворотах могут цепляться за корпус шасси, кроме того, при неровностях на трассе модель может подпрыгивать. Убрать этот эффект возмоджно с помощью установки поверх демпфера аммортизатора и замены T-Plate


Демпфер для Mini-Z


 


Задние аммортизаторы выпускаются различными компаниями и принципиально делятся на три типа: маслянные, воздушные, пружинные. В камеру маслянного аммотризатора можно заливать специальное масло с различной вязкостью. Воздушные аммортизаторы просто имеют герметичную камеру, в которой ходит поршень. Пружинный аммортизатор поставляется в стандартном комплекте Mini-Z “из коробки”. Ко всем типам аммортизаторов можно приобрести комплект пружин с различной жесткостью. Компания ATOMIC выпускает пружинный аммортизаторы с возможностью регулировки степени сжатия.


Пружинный амортизатор Mini-Z


 


T-пластина (T-plate) представляет из себя T-образную пластину, с помощью которой моторама крепится к корпусу шасси Mini-Z. Т-пластины бывают разных форм, выпускаются из разных материалов, различными производителями и имеют разную упругость. Именно от T-пластины в большей степени зависит жесткость задней подвески. Желательно приобрести сразу несколько пластин с различной упругостью, т.к. под различные покрытия требуется подбирать свою T-пластину. Со временем места крепления T-пластины к корпусу шасси расшатываются и моторамы может смещаться относительно корпуса шасси вправо или влево на доли миллиметра … нарушается геометрия модели. Этого вполне достаточно для того, чтобы вы долго мучались с настройками шасси, не понимая, почему ваша модель отказывается ездить по прямой. Желательно сразу после покупки Mini-Z приобрести алюминиевую проставку под T-пластину под названием T-Plate Adapter (ATOMIC) или T-Bar Mount (PN Racing). Именно эта проставка избавит вас от нарушения геометрии шасси с течением времени.


t-plate


Дополнительные материалы: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?


… в начало


_____________________________________________________________________


Передняя подвеска


С приобретением опыта для настройки модели под трассу и под ваш стиль управления вам потребуется приложить массу усилий для настройки оптимальной геометрии передней подвески. А при увеличении скорости модели вам необходимо ещё и защитить переднюю подвеску Mini-Z от повреждений. Для этого различными производителями выпускаются запчасти из алюминия и пластика с разными характеристиками: -рулевые рейки (Tie Rod), кулачки (Camber Steering Knuckle), касторы (Caster Tower Bar) и т.д.


tuning_mini-z_002


Начиная с апреля 2009 года, как мне кажется, начинается новая эра развития Mini-Z. Компания PN Racing начала выпускать новую конструкцию передней подвески под названием A-Arm. Именно за счет новой конструкции подвески Mini-Z становится достаточно серьёзным спортивным болидом с возможностью гибкой настройки под различные стили управления и типы покрытий. Аналогичные конструкции подвески применяются во всех серьёзных автомоделях, которые по масштабу значительно больше Mini-Z.


Если вы не хотите использовать на своей модели сравнительно дорогой A-Arm, то просто посчитайте, во что вам обойдётся покупка кулачков с разными градусами, Caster Tower Bar и прочих алюминиевых запчастей передней подвески.


Дополнительные материалы:


Тюнинг передней подвески Mini-Z Racer
Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?


… в начало


_____________________________________________________________________


Колесные диски


Диски Mini-Z выпускаются очень многими компаниями из различных материалов и с различным рисунком … пластик, делрин, алюминий и т.д. Диски различаются по ширине и по вылету (см. что такое вылет?)


Во время гонки стандартная машинка может переворачиваться. Чтобы понизить процент переворотов, желательно на машину ставить диски с максимально возможным вылетом. При установке дисков с нестандартным вылетом стоит обратить внимание на то, что диски с большим вылетом могут цеплять кузов автомобиля. В этом случае, колесные арки необходимо увеличить (подпилить) так, чтобы при максимальном угле поворота колес или наклоне шасси резина не цепляла кузов.


Для крепления колес желательно применять алюминиевые гайки с нейлоновыми вставками, которые предотвращают их случайное откручивание.


… в начало


_____________________________________________________________________


Подшипники


Пластиковые втулки в дисках, которые изначально поставляютсяв комплекте с Mini-Z, достаточно быстро изнашиваются. Вместо стандартных пластиковых втулок желательно вставить шарикоподшипники. Шарикоподшипники для Mini-Z имеют внутри шарики из стали или керамики. Керамические подшипники значительно дороже. Разница заключается в следующем: если стандартную Mini-Z разогнать до максимальной скорости по прямой, а потом резко бросить газ, то на пластиковых втулках Mini-Z проедет 1.5-2м, на стальных подшипниках 3-4м, на керамических 5-6м.


bearings


Дополнительные материалы: Как подготовить Mini-Z к соревнованиям?


… в начало


_____________________________________________________________________


Аппаратура для управления Mini-Z


Если вы смогли себе позволить все пункты, которые перечислены выше, а сэкономили на передатчике для управления вашей Mini-Z, то считайте, что вы выбросили деньги на ветер. Только с нормальной компьютерной аппаратурой вы сможете оценить все преимущества тюнинга. C помощью обычного передатчика из стандартного комплекта Mini-Z вы вряд ли сможете быть конкурентом своим соперникам, если у вас уже есть Mini-Z в полном тюнинге или хотя бы с двигателем класса Modified.


Дополнительные материалы: Аппаратура для управления Mini-Z и dNaNo


… в начало


_____________________________________________________________________


Цена вопроса


А теперь предлагаю углубиться в подсчёты стоимоcти полного тюнинга Mini-Z Racer:





    • Кузов VDS II ATOMIC – 22$



    • Алюминиевое крепление кузова VDS ATOMIC – 6$



    • 2 комплекта резины на передние колеса ATOMIC – 7$



    • 2 комплекта резины на задние колеса ATOMIC – 7$



    • Алюминиевые диски PN Racing – 26$



    • Керамические подшипники PN Racing – 40$



    • Колесные гайки с нейлоновыми вставками PN Racing – 5$



    • Двигатель Chili Evolution Motor ATOMIC – 33$



    • Шариковый керамический дифференциал PN Racing – 30$



    • Шестеренка на вал двигателя с алюминиевым креплением PN Racing  - 5$



    • Алюминиевая моторама PN Racing – 37$




    • Маслянный амортизатор Kyosho – 14$



    • T-пластины карбоновые набор 3 шт. PN Racing – 13$



    • Алюминиевая проставка под T-пластину PN Racing – 10$




    • Набор пружин в переднюю подвеску PN Racing – 6$



    • FET SI4562 6 шт – 24$




______________________________________________________________________________
395 долларов США … плюс доставка приблизительно 80 долларов … Всего: 475 долларов
Умножаем всю сумму на курс доллара к рублю (34 руб/$)  и …


получаем: 16 150 (Шестнадцать тысяч сто пятьдесят) рублей!


Предлагаю продолжить дальше наши подсчёты и прикинуть стоимость полного комплекта, с учетом стоимости шасси Mini-Z Racer, достойной аппаратуры, зарядного устройства и аккумуляторов. Цены актуальны для Москвы на 31.03.09





    • Шасси Mini-Z Racer MR-02MM без кузова и аппаратуры – 4 046 руб.

    • Передатчик Futaba 3PK – 11 000 руб.

    • Высокочастотный модуль AM 27MHZ для Futaba 3PK -2 142 руб.

    • Зарядное устройство LaCrosse BC-900 – 3200 руб.

    • Аккумуляторы (3 комплекта) – 1800 руб.




______________________________________________________________________________
Дополнительно получаем: 22 188 рублей


В итоге мы получаем стоимость полного комплекта Mini-Z Racer в полном тюнинге:


16 150+ 22 188 = 38 338 рублей
(Тридцать восемь тысяч триста тридцать восемь)


Не правда ли Mini-Z – серьёзная радиоуправляемая модель?!


… в начало


Дополнительные материалы




Комментариев нет:

Отправить комментарий